Персонал

Количество сотрудников в Банке ВТБ на 31 декабря 2019 года составило 59,6 тыс. человек (на 31 декабря 2018 года – 58,2 тыс.), в Группе ВТБ – 82,3 тыс. человек (на 31 декабря 2018 года – 77,2 тыс. человек). Основными причинами роста численности персонала Группы стали присоединение двух новых банков – Саровбизнесбанк и Запсибкомпанка, а также расширение штата ИТ-специалистов в Банке ВТБ.

Динамика численности персонала
Альтернативный текст
82 250
сотрудников работают в Группе ВТБ
59 602
сотрудника работают в Банке ВТБ

Мотивация персонала

Действующая в ВТБ система мотивации и оплаты труда направлена на стимулирование сотрудниковк высокой эффективности труда и нацеленности на результат.

В 2019 году продолжена работа по совершенствованию системы оплаты труда. В частности, в рамках данного направления в Банке реализован проект по разработке и внедрению системы грейдов, основной целью которого являлось повышение внешней конкурентоспособности и внутренней справедливости системы вознаграждения персонала. Система грейдов позволит более гибко и оперативно реагировать на рыночные изменения в ходе регулярного мониторинга рынка труда и более взвешенно подходить к установлению конкурентоспособного уровня заработных плат с учетом экономических возможностей Банка.

Одним из существенных событий в 2019 году стало объединение розничной и корпоративной сетей. В части вопросов управления персоналом особое внимание при этом было уделено гармонизации оплаты труда в единой региональной сети Банка.

Корпоративная культура

Достижение амбициозных целей новой стратегии Группы ВТБ в значительной мере зависит от развития корпоративной культуры, нацеленной на повышение клиентоориентированности, улучшение кросс-функционального взаимодействия и усиление ответственности за достижение результата. Именно поэтому руководство Группы посчитало необходимым обновить миссию, видение и ценности ВТБ.

В определении приоритетов развития корпоративной культуры активное участие принимал топ-менеджмент Группы ВТБ. Сотрудники же высказали свое мнение в рамках опроса о миссии, который прошел в феврале 2019 года и собрал мнение более 17 тыс. человек. В результате были разработаны и приняты обновленные миссия, видение и ценности Группы ВТБ.

В течение года в разных регионах Российской Федерации прошла масштабная коммуникационная кампания для сотрудников Группы о новой стратегии и об обновленных ценностях. Также значительное внимание было уделено усилению и развитию каналов внутренних коммуникаций. В частности, в 2019 году был запущен обновленный интранет-портал. Кроме того, прошел опрос по вовлеченности персонала в России и за рубежом, впервые проведенный по единой методологии во всех компаниях Группы, участвовавших в опросе. Индекс вовлеченностисотрудников Группы составил 83 %, что, согласно методологии исследования, свидетельствует о том, что сотрудники понимают стратегические цели, миссию, видение и ценности Группы ВТБ, готовы прилагать дополнительные усилия для достижения поставленных целей и обладают для этого необходимыми ресурсами. Результаты исследования также позволили выявить сильные стороны и области для улучшений, на основе анализа которых будет сформирована дорожная карта соответствующих инициатив.

Оценка персонала и кадровый резерв

В Банке действует процедура управления эффективностью деятельности (УЭД), в рамках которой в начале года сотрудникам устанавливаются индивидуальные цели деятельности и цели по развитию поведенческих компетенций на год, а по завершении года руководителями проводится оценка как результатов выполнения целей деятельности, так и уровня развития поведенческих компетенций. УЭД помогает сотрудникам в диалоге с руководителями определить приоритетные направления деятельности по реализации стратегии развития Группы ВТБ, критерии оценки результатов, зоны развития поведенческих компетенций, а по итогам года получить обратную связь и наметить направления для дальнейшего развития. Цели устанавливаются и результаты оцениваются в автоматизированной системе УЭД, что делает процесс прозрачным и позволяет сформировать четкий образ результата, который ожидается от каждого сотрудника.

В 2019 году реализованы проекты оценки управленческих команд, в которых приняли участие руководители Банка старшего и среднего менеджмента. Результаты оценки позволили определить сильные стороны и зоны развития, которые легли в основу формирования программ дальнейшего развития управленческих компетенций..

Для участников кадрового резерва на позиции среднего и линейного менеджмента в 2019 году были реализованы комплексные программы развития, адаптированные под соответствующий управленческий уровень.

В связи с объединением розничной и корпоративной сетей Банка работа с кадровым резервом сети вышла на новый виток развития. Стартовал масштабный проект по развитию кадрового резерва руководителей объединенной сети.

Обучение и развитие персонала

Приоритеты развития профессиональных и поведенческих компетенций сотрудников Банка в 2019 году определялись задачами, поставленными в стратегии развития Группы ВТБ: формирование культуры лидерства и эффективности при балансе командных и индивидуальных успехов, соблюдение высочайших требований к качеству сервиса для внешнего и внутреннего клиента. Программы обучения для руководителей были нацелены на совершенствование управленческих навыков, развитие клиентоориентированности и управление качеством сервиса. Была продолжена работа с международными бизнес-школами и зарубежными профессорами. Более 200 руководителей прошли обучение по программам бизнес-школ INSEAD и IMD.

Для развития функциональных навыков сотрудников использовались разнообразные форматы: от классических модульных программ обучения до функционального коучинга (для команд гибкой разработки ИТ-решений), международных стажировок для изучения передового опыта («Корпоративный акселератор»), развития экспертных сообществ и коротких форматов развития, таких как технологические завтраки, в которых приняли участие более 5 тыс. сотрудников, а также приглашенные эксперты из других высокотехнологических компаний.

В рамках целевой модели развития agile-команд существенно расширена линейка тренингов и других форматов обучения.

Обучение сотрудников массовых специальностей проводилось как очно, так и через цифровые каналы доставки контента. Это позволило обеспечить сотрудникам во всех регионах возможности развития поведенческих компетенций, поддержания и совершенствования профессионального уровня. В среднем на каждого сотрудника Банка в 2019 году пришлось более 10 развивающих мероприятий в различных форматах.

Работа c молодыми специалистами

В 2019 году прошел второй сезон Всероссийской студенческой Олимпиады «Я – профессионал»в рамках платформы «Россия – страна возможностей». Банк ВТБ повторно выступил главным партнером − организатором олимпиады, в рамках которой проведены зимние школы по двум направлениям: финансы и кредит и «бизнес-информатика». Школы включали в себя выступления спикеров в лице топ-менеджеров Банка и ведущих преподавателей Высшей школы экономики, а также практические мастер-классы, деловые игры и бизнес-симуляции. Победители олимпиад были приглашены на последующую стажировку в Банк.

Продолжена работа с молодыми специалистами в рамках программ «Юниор» и «РОСТ». В этом году программа «Юниор» была масштабирована в объединенную региональную сеть Банка. Все программы обучения и развития молодых специалистов включают в себя разнообразные форматы: очные и дистанционные курсы, тренинги.

Также в 2019 году впервые были запущены стажировки для молодых ИТ-специалистов: «ИТ Юниор» и школы разработки по Java и JavaScript.